Кто такой Ричард Дейвис?

Ричард Дейвис (Richard Davies) известный на Западе фотохудожник. Он является официальным фотографом Лондона – если в британской столице появляется новая постройка, меняется архитектурная среда, тогда Ричарду дают заказ это запечатлеть. Заказы ему приходят со всего мира – и он ездит фотографировать все более-менее выдающиеся здания. Много лет он сотрудничает с ведущими архитектурными мастерскими, в том числе со студией Нормана Фостера – того самого, что построил знаменитый небоскрёб Мэри-Экс и спроектировал новый Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. Не так давно лорд Фостер представлял в Петербурге своей проект Новой Голландии – и в качестве фотографа с ним приезжал Ричард. У Ричарда очень много замечательных архитектурных снимков. Но что интересно, первую свою персональную выставку фотографий он посвятил именно русскому деревянному зодчеству. Ричард собирает данные о заброшенных деревянных церквях в российских лесах, пытаясь успеть, прежде чем эти церкви навсегда исчезнут.  Его первая выставка проходила в России. Потом были другие выставки, они как колокольный набат призывают спасти древние храмы»

devis6

Ричард Дейвис в северной деревне Усть-Яндома

Леса северо-западной части России простираются от Санкт-Петербурга, на Балтике, до Мурманска, находящегося за Полярным кругом. Они доходят до портового города Архангельска на Белом море, а на юге до Вологды, что в 400 километрах к северу от Москвы. Это обширный край лесов, озер, рек и маленьких, изолированных друг от друга населенных пунктов, где температура зимой опускается до 40 градусов ниже нуля. Это также единственное место, где можно найти последние деревянные церкви России.

48a_Turchasovo_Mar06

Turchasovo, Arkhangel region, Church of the Transfiguration (1781) and Bell Tower (1793))

Эти рукотворные  строения, которым по несколько сотен лет, имеют множество шпилей, куполов-луковиц, и являются наглядной иллюстрацией русской культуры. «Если вы читали Толстого или Чехова, вам обязательно захочется отправиться в экспедицию в российскую глубинку, — рассказывает фотограф архитектурных памятников Ричард Дейвис, который последние годы ищет и снимает деревянные церкви этого края. – Обычно я работаю на таких архитекторов, как Норман Фостер, и поэтому люди спрашивают, как я могу заниматься этими архаичными строениями? Но это фантастические постройки, и на фоне ландшафта они выглядят изумительно. Они создают чудесное впечатление. Увидеть на горизонте в Подпорожье церковь Святого Владимира — это такое же чудо, как лицезреть Тадж Махал или здание оперы в Сиднее».

43_Podporozhye_Mar05

Podporozhye, Arkhangel region, Church of St Vladimir (1757)

История этих строений неразрывно связана с ранним христианством на Руси. Когда князь Владимир в 988 году обратил в христианство своих подданных, он постановил «строить и ставить церкви деревянные, где раньше стояли идолы языческие». Со временем в наиболее богатых районах страны на смену дереву стал приходить камень. «К XVIII веку деревянные церкви стали считать вышедшими из моды и начали сносить, — объясняет Дэвис. – Но Север оставался медвежьим углом, и особым богатством не отличался, поэтому там храмы из дерева остались. Говорили даже, что люди из деревни с каменным храмом не желали венчаться с теми, у кого в деревне деревянная церковь».

2_Tsyvozero_Aug02

Tsyvozero, Arkhangel region, Bell Tower (1658)

Большая часть дошедших до нас деревянных церквей относится к 1700-м годам. Некоторые даже старше, но Дейвис оценивает их «естественный срок жизни» в 300-400 лет, «хотя при надлежащем уходе и внимании его можно продлить». Методы строительства этих церквей примитивны: стены — это обычные бревна, сложенные срубом, без применения гвоздей. «Но именно это мне в них и нравится — то, что технология строительства такая простая. Ты начинаешь с маленького бревенчатого сруба прямоугольной формы, а затем, если у тебя есть навык и воображение, ты можешь в итоге построить изумительную церковь с 22 маковками. Это фантастическое выражение того, чего можно добиться с простыми технологиями; а с их помощью можно создавать чудесные вещи».

Church-on-the-Kizhi-Island-©Eloquent-Light

Кижи

Однако проект Дейвиса — это не только воспевание мастерства человека, но и горестное стенание. Если раньше деревянная церковь была в каждой деревне и поселке, то теперь их, согласно его оценке, осталось всего 200-300. И они могут исчезнуть в течение жизни одного поколения – из-за небрежения, гниения древесины, ударов молний и пожаров. Судьба этих храмов была предопределена революцией, после победы которой начались гонения на Русскую православную церковь, были расстреляны и сосланы в лагеря ГУЛАГа многие священники, закрыты и осквернены тысячи храмов по всему этому обширному краю.

В некоторых случаях здания просто бросали на произвол судьбы, когда целые деревни подвергались насильственному переселению. «С началом коллективизации в советские времена люди стали уезжать из своих мест в колхозы и близлежащие города. Свои избы они могли разобрать и взять с собой, но храмы оставались»

Дейвис говорит, что когда входишь в пустую, заброшенную церковь из дерева, где давно уже нет ярких икон и росписи, тебя охватывает «чувство ужасной печали». «Там все еще сохраняется некое духовное присутствие. Плюс ко всему есть эти маленькие, но трогающие душу детали. Ты заходишь в какую-нибудь маленькую часовенку в неизвестной глуши, и видишь, как кто-то аккуратно сложил в полиэтиленовый пакет обломки иконы.».

43c_Podporozhye_Mar05

Podporozhye, Arkhangel region, Church of St Vladimir (1757)

Найти такие церкви — это само по себе приключение. Местные жители порой знают о заброшенных часовенках в глухомани. А один раз Дейвиса даже арестовали сотрудники госбезопасности, потому что он подобрался слишком близко к площадке для пуска межконтинентальных баллистических ракет. Недавно Дейвис начал замечать, что россияне помоложе проявляют все больше интереса к восстановлению этих зданий. Они пишут ему, сообщая о новых находках, или рассказывают о храмах в своих деревнях и городах. Однако, говорит он, денег на восстановление просто нет, а время заканчивается.

«В 2007-м я побывал в одной церкви, которая неплохо сохранилась. Но надо сказать, что я очень нервничал, заходя внутрь, — вспоминает Дейвис. – Спустя два года я снова приехал туда, но она уже упала. Один стык начал гнить, а в таком случае церковь уже обречена. А такое будет происходить и дальше. Через несколько лет они могут полностью исчезнуть».

Так что, пережив коммунизм, коллективизацию, забвение, молнии, пожары и гниение, последние несколько сотен храмов могут погибнуть из-за элементарной нехватки денег на ремонт.

«У меня такое чувство, что по цене одного центрального нападающего из «Челси» их можно восстановить полностью. Все. Всякому олигарху, который восстановит деревянных храм, должно быть гарантировано место в раю, — заявляет Дейвис. – Там огромное количество культурных деталей, а стены могут рассказать такие истории, которые мы и представить себе не можем».

Оригинал публикации: In search of Russia’s lost churches

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Разработка NewWpThemes.com  |  WordPress шаблоны
Сайт размещается на хостинге Спринтхост